Суббота, 20.04.2024, 16:02Приветствую Вас Гость | RSS
Районное методическое объединение учителей иностранных языков Волоконовского района Белгородской области
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Позиционный семинар


Структура позиционного семинара
    Цель позиционного семинара — понять содержание лекции. Существенной особенностью построения дискуссии является то, что учащимся  заранее задаются позиции, с которых они должны будут отнестись к содержанию лекции. Под позицией понимается определённая точка зрения, предполагающая некоторый способ её проявления. Основным структурным элементом позиционного семинара, а, следовательно, и разворачиваемой на нём дискуссии, является заранее заданная противоположность позиций, выступающих по отношению к одному и тому же содержанию. Такая форма организации дискуссии по материалам лекций (и прочего научного содержания) позволяет учащимся фиксировать ситуации противоречия и способы их разрешения. Участники семинара получают возможность анализировать собственные содержательные и логические позиции через сопоставление (и даже сталкивание их) с другими позициями, мнениями.
    Учащимся  предлагается разделиться на подгруппы примерно по четыре-шесть человек в каждой. Затем каждой подгруппе раздаётся (или вытягивается в порядке жеребьёвки) листок бумаги, на котором обозначена та позиция, с которой во время семинара им предстоит анализировать предлагаемое содержание. На этом листе должен появиться письменный анализ содержания с точки зрения позиции, указанной на нём. Каждая позиция представляет собой определённый способ структурирования научного содержания (будь то лекция, монография или что-то ещё). Эти позиции вполне универсальны, но под каждый конкретный курс могут быть сконструированы и другие.
Чаще всего заявляются нижеперечисленные позиции, к которым предлагаются следующие примерные инструкции  (конкретные формулировки зависят от реальной группы учащихся  и их опыта участия в позиционных семинарах):
1.    Тезис. «Вам нужно выделить из текста лекции несколько тезисов (сколько угодно). Под тезисом понимается некоторая чётко сформулированная, законченная мысль, высказывание, требующее доказательства. Называние какого-либо факта тезисом не является (например: Зигмунд Фрейд создал психоанализ): в тезисе должны быть подлежащее и сказуемое (т.е. нечто говорится о чём-то)».
2.    Понятие. «Вам необходимо выделить из содержания прочитанной вам лекции ряд понятий (сколько получится) и раскрыть их. Понятие легче находить, если помнить, что любое понятие предназначено для того, чтобы понимать какую-то проблему. Так, на-пример, понятие «мышление» может быть нам важным при исследовании общения людей друг с другом  или  для  понимания  художественного творчества и т.п.».
3.    Схема. «Ваша задача — отразить содержание лекции в виде схемы. По форме схема может быть любой, на ваш выбор. Схема — это не оглавление лекции, не простое перечисление её элементов. Схема должна отражать наиболее существенные взаимоотношения между понятиями. Желательно в схеме как можно меньше использовать слова, а применять  иные  средства  (разного  рода стрелки, условные обозначения и т.п.)».
4.    Апология. «Вам необходимо на время семинара стать адептами содержания, предъявленного вам на лекции. Нужно придумать и записать на выданном вам листочке ряд положений, тезисов (их может быть сколько угодно), которые показались вам наиболее привлекательными. К каждому тезису необходимо  выдвинуть систему доказательств, обоснований.  Доказательства  могут  быть любыми: логическими, при-мерами из жизни, мысленными экспериментами и т.п. Единственное, что запрещается: приводить доказательства, которые были в прослушанной лекции».
5.    Оппозиция. «Вашей группе предстоит придерживаться инструкции,  противоположной предыдущей. То есть выделить несколько положений (тезисов), которых тоже может быть любое количество, и доказать их ложность. Опять же, способы опровержения могут быть любыми. Не забывайте, что все позиции условны: в реальной жизни вы можете быть и со всем согласны, но тут уж ничего не поделаешь — придётся  опровергать,  позиция такая».
6.    Ассоциация.  «Участникам вашей группы нужно попытаться выстроить ассоциативный ряд по отношению к содержанию лекции. Ассоциации могут быть любого типа (рисунок, фраза из кинофильма и т.п.). Важно указать, к какому из элементов содержания относится каждая предложенная вами ассоциация. На¬пример, ко всей лекции или к какому-то фрагменту, фразе, тезису, положению».
7.    Поэзия. «Попробуйте отразить содержание лекции в поэтической форме. Постарайтесь раскрыть в стихах то, что вам показалось самым важным. Не забывайте, что это поэтическое изложение содержания лекции, а не манеры говорить лектора или описание его внешнего вида».
8.    Вопрос. «Вам предстоит придумать по два-три вопроса для каждой из заявленных на семинаре групп. Вы, конечно, можете только догадываться о том содержании, которое будет изложено при выступлении группы, но вы же знаете, с какой позиции они будут анализировать материал лекции».
9.    От сохи. «Представьте, что вы ничего не знаете о психологии, и судьба вас занесла каким-то образом на эту лекцию. Попытайтесь отнестись к ней с позиции обычного здравого смысла нормального человека».
Также могут предлагаться и другие содержа¬тельные позиции: «Эксперимент», «Перспектива», «Театр», «Метод», «Экспертиза» и другие. Важно, что все позиции относятся к одному из типов проявления отношения к содержанию: нормативному («Понятие», «Тезис»), смысловому («Ассоциация», «От сохи») и диалектическому («Схема», «Оппозиция»). Нормативные позиции отражают общие значения, заявленные в лекции, формируют тот единый контекст, который позволяет выстроить научное общение по по-воду психологических проблем, прояснить и конкретизировать основные понятия. Смысловые позиции важны для проявления неясного, размытого, не сформированного, но уже имеющегося отношения слушателей к обсуждаемому содержанию, исходя из своего опыта и жизненных ценностей. Позиции диалектические становятся испытательным полем для способностей к преобразованию содержания, порождению новых идей, совершенствованию продуктивных мыслительных операций.
После предъявления инструкции учащимся даётся некоторое время на подготовку (как правило, два академических часа). Идеально, если есть возможность проводить позиционный семинар на сдвоенных занятиях, когда есть возможность сразу дать учащимся время на подготовку (первая пара) и послушать выступления групп, обсудить результаты (вторая пара). Ещё эффективнее восьмичасовые погружения, на которых вначале учащиеся слушают лекцию, потом готовятся и на двух последних парах обсуждают выступления групп. Основная задача ведущего при этом — организовать дискуссию между группами выступающих. Здесь возможны разные стратегии выстраивания дискуссии, а также несколько позиций, которые сам ведущий (преподаватель) может занять по отношению к выступающим. Как правило, каждый преподаватель выбирает для себя тот или иной стиль ведения дискуссии и сталкивания позиций.
Основная задача преподавателя, ведущего позиционный семинар, — выстроить в совместном обсуждении новое видение ситуации, новый (другой, в оппозицию традиционному, воспроизводящему) способ восприятия психологического содержания и работы с научным материалом. Более того, предполагается, что в организованной подобным образом работе с текстами у студентов формируются особые диалектические мыслительные действия, составляющие основу диалектического мышления, универсальность которого состоит в том, что оно позволяет продуктивно решать новые задачи, в том числе работать с незнакомым содержанием (научным текстом).
Ведущий должен удерживать противоположные точки зрения, которые неизбежно про¬явятся на семинаре (как от разности взглядов, так и в результате искусственного по¬рождения  их заданными  позициями).  


Результаты:
Иной способ структурирования содержания. При овладении диалектическими умственными действиями появляется продуктивный механизм анализа нового, незнакомого со-держания.
Смена пассивной воспризводящей позиции на активную, субъектную, преобразующую.
Преодоление «центрации». Текст начинает восприниматься как свой собственный.


Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz